М.А.Р. mehtod — это метод сенсорно — интегративной логопедической работы.
Этот метод был разработан М.И.Лынской для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи:
- алалия;
- задержка речевого развития;
- системные нарушения речи у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и интеллекта;
- тяжелые нарушения произносительной стороны речи (дизартрии, в т.ч. при детском церебральном параличе; апраксии и др.);
Основные особенности метода М.Лынской:
- первоочередное формирование комплекса предпосылок к речи;
- опора на базовые виды восприятия:
- тактильное, обонятельное и вкусовое,
- проприорецепцию и ощущений от вестибулярной стимуляции;
- системное формирование всей языковой системы в комплексе с развитием навыков самообслуживания, социального поведения и пр.;
- развитие речи в ее коммуникативном аспекте, что позволяет наиболее эффективно актуализировать полученные навыки и избежать «кабинетного эффекта».
Система логопедической работы с безречевыми детьми включает в себя 2 этапа:
1 этап «Формирование предпосылок речевой деятельности» включает в себя следующие предпосылки:
- аффективно-мотивационные (эмоциональные формы общения со взрослыми, мотивация к совместной деятельности со взрослым и речи);
- перцептивные (процессы обработки сенсорной информации, в т.ч. сенсорная интеграция) и когнитивная (механизмы идентификации, концептуализации, упреждающего синтеза, обобщения и категоризации);
Формирование указанных предпосылок происходит одновременно с решением речевых задач, т.е. с вызыванием речевой активности, закреплением первых слов.
Именно формирование предпосылок к речи, а не традиционные логопедические задания с помещением ребенка за стол, демонстрацией ему изображений, одновременной стимуляции обилия грамматических форм и пр., позволяют оптимизировать процесс логопедической работы.
- За счет формирования предпосылок к речи (не зависимо от возраста ребенка и тяжести нарушения) удается:
- развивать природный уровень языковой способности ребенка, давая возможность овладевать речью и языком по онтогенетическим законам, но в более поздние сроки;
- избежать «кабинетного эффекта», то есть формировать речь в ее коммуникативном аспекте, преодолевать трудности актуализации речевых навыков, сформированных на занятиях;
- опосредованно положительно влиять на поведение ребенка, развитие его двигательных возможностей, навыков самообслуживания и пр.;
- гармонично подготовить ребенка к взаимодействию с обществом, обучению в общеобразовательных учреждениях.
2 этап «Формирование системы родного языка»
предполагает проведение логопедических занятий, задачами каждого из которых являются:
- развитие произносительной стороны речи: преодоление апраксии (при необходимости), развитие артикуляционных возможностей, фонационного дыхания, формирование слоговой структуры слова, исправление нарушенных звуков;
- развитие лексики: гармоничное обогащение лексикона ребенка (формирование представлений обо всех компонентах слова, его валентностей и пр.) всеми частями речи;
- формирование грамматических обобщений и противопоставлений: системное включение в занятие грамматических категорий в строго определенной онтогенетическими законами последовательности.
Независимо от этапа работы каждое занятие в центре Марианны Лынской включает в себя использование 7 видов чувствительности, однако основной акцент делается на развитие базовых видов чувствительности:
- вестибулярной и проприорецептивной;
- тактильной;
- обонятельной и вкусовой.
Одним из основных постулатов М.А.Р. method является активное подключение обоняния в каждое занятие. С 1,5 и до 5 лет функции развития и общения ребенка контролирует в большей мере лимбическая система, так же известно, что в стволе головного мозга находятся центры обоняния и вкуса, которые имеют «обширные ассоциативные способности» и стимулируют эмоции.Таким образом, можно проследить физиологическую зависимость обоняния и мотивации к речи, речевой активности.